САРМАН

Сармановский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

"Корни татарской песни – в народных мелодиях"

На сцене она всегда блистает. На сцене она - настоящая актриса. И ее манера исполнения - по-настоящему артистична. Стройная фигура, легкие движения присущи лишь звездам сцены. Когда слушаешь ее песни, раскрывается душа, поднимается дух, растет желание жить. Жизнь артистов непосредственно связана со сценой. Репетиции, гастроли… И, кажется, времени на себя...

На сцене она всегда блистает. На сцене она - настоящая актриса. И ее манера исполнения - по-настоящему артистична. Стройная фигура, легкие движения присущи лишь звездам сцены.
Когда слушаешь ее песни, раскрывается душа, поднимается дух, растет желание жить.
Жизнь артистов непосредственно связана со сценой. Репетиции, гастроли… И, кажется, времени на себя у них и не остается. Их жизнь проходит среди людей, зрителей, которым они и служат. Где и с какими только людьми они не встречаются! Эти встречи могут проходить и в стенах школы, и на правительственном уровне.

Певица Зухра Сахабиева всегда вкладывает в исполняемые ею мелодии всю душу, обогащает их мелизмами. Доводит исполняемое произведение до зрителя на высоком профессиональном уровне. И, как правило, будучи первой исполнительницей песни, дает ей долгую жизнь. Например, песня «Җидегән чишмә» стала визитной карточкой певицы. И, пожалуй, уже нет человека, который бы ее не слышал, не знал. Так же как роль старика Альмандара невозможно представить в исполнении другого артиста, кроме Шауката Биктимерова, песню «Җидегән чишмә» трудно представить отдельно от Зухры Сахабиевой. Вообще, кажется, что богатые «узорами» мелодии композитора Сары Садыковой написаны специально для Зухры Сахабиевой. Сразу видно, что и песня «Сусау» - для профессионально поставленного голоса, так как ее и нельзя исполнить мягким голосом. "Масштабная" мелодия в стабильном темпе - для мощного голоса. Точно так же как человек, с головой уходящий в работу, наша Зухра восхитительно использует все возможности своего голоса.
Пение в сопровождении оркестра считается делом не из легких. Песня «әни» («Мама») - лирическая, поэтому исполняя ее, певице нужно прикладывать в два раза больше сил, но, несмотря на это, в исполнении Зухры напряжения не чувствуется.
Что интересно, оказывается, если этого требуют ноты, исполнитель, имеющий голос «альт», может перейти на «сопрано». Например, песню «Өй артыгыз гөлбакча» певица, с легким переходом, исполняет на высокой ноте.
Исполняя песню, актриса входит в образ. «Песню «Кошлар» (стихи Г.Тукая) она поет под аккомпанемент баяна. Эта медленная лирическая мелодия. Слушая эту мелодию, невольно перед глазами встает красивый пейзаж. Певица своим мягким, бархатным голосом обращается к птицам, с помощью музыкальных звуков создает интонацию вопроса.
К муназятам у татар издавна было очень бережное отношение. Их исполняли только хорошо подготовленные обладатели мелодичного голоса. Поэтому не все певцы берутся читать муназяты. Например, муназят «Бу - мөбәрәк җомга көн», исполняемый в среднем темпе (модерате), из-за особенностей размера такта требует от певицы большого исполнительского мастерства.
Песня «Әллүки» - необычайно трудная в исполнении. Ну а Зухра Сахабиева исполняет ее без напряжения, с чистой интонацией, придерживаясь мелодической позиции. Услышав эту песню, понимаешь почему самым высоким требованием условий конкурса ставится исполнение длинных народных мелодий. Таким образом, оказывается исполнение народных песен (к тому же самых длинных!) это большой экзамен.
- Какой путь пришлось пройти сармановской девушке, прежде чем стать известной певицей?
- Я родилась в нашей семье долгожданным пятым ребенком. Раньше в семьях за родителями ухаживал самый младший из детей. Нас же в семье - пять дочерей. Глядя на то, как родители с каждым годом становятся старше и желая им помочь в вопросах здоровья на старости лет, я вначале поступила в Казанское медицинское училище. В дальнейшем планировала получить в этом направлении высшее образование. Но, видимо, любовь к пению оказалась сильнее. И я, с благословения Назиба Жиганова, стала студенткой консерватории.
- Встречались ли Вам люди, на которых Вы могли бы опереться в своем творчестве?
- Да, конечно. Моим первым наставником, как я уже отметила, был ректор Назиб-ага Жиганов. Потому что в тот период консерватория готовила исключительно оперных певцов. А наш известный композитор, профессор (и одновременно выдающаяся личность) взял меня учиться в свою группу в качестве эксперимента. Мои наставники оказали мне духовную поддержку. В моем творчестве велика заслуга Зулейхи Хисматуллиной, Нияза Даутова, Зухры Байрашевой.
- Какую бы оценку Вы дали своему тогдашнему шагу с сегодняшней точки зрения?
-Думаю, что я открыла двери консерватории только благодаря смелости, присущей молодости. А когда начала учиться, очень скоро поняла, какой сложный путь я выбрала. Ведь у меня даже не было начального музыкального образования. Хорошо, что тогда я, наверное, еще не до конца осознавала всю эту ситуацию, иначе…
- Где Вы черпаете силы, чтобы пережить серьезные испытания, которые нередко подбрасывает нам жизнь?
- Мне помогает вера во Всевышнего. Ну и, конечно, нужно быть сильной духом. Человек не должен вызывать жалость. Я взяла себе девизом как раз эту мысль поэта Фаниса Яруллина. А еще я нашла в его стихах стимул для жизни. И хотелось бы, чтобы испытания не «ломали» человека, а закаляли.
- Как постичь смысл жизни?
- Нужно определить пути достижения цели и трудиться с отдачей.
Как сказано в священном Коране, человек, который ведет правильный образ жизни, не испытывает угрызений совести.
- Хотелось бы задать несколько вопросов и о том, как живется народной певице…
- Наша жизнь не так уж сильно отличается от жизни других людей. Творчество, репетиции, концерты, гастроли, встречи - это наши будни. Мы почти всегда - среди народа.
- Каково влияние народных песен на судьбу исполнителя?
- Большое. И даже, можно сказать, непосредственное. Длинные народные песни составляют основу песенного искусства. Точно так же, как рост цветов идет от корней. Певец растет только тогда, когда он исполняет народные песни. Хотелось бы, чтобы особенно на это обратили внимание молодые исполнители.
- Песня, как правило, становится популярной благодаря одному исполнителю. Как Вы относитесь к тому, что одну и ту же песню начинают исполнять несколько певцов?
-Если песня достигает классического уровня, то она - народная. С одной стороны, ту или иную песню имеет право исполнять любой певец. Так же, как и народные. Да, песни, требующие «широкого» дыхания, можно исполнять и другим. Но к первому исполнителю, безусловно, должно быть уважение.
- Сейчас проводятся самые разные конкурсы, и для молодежи, можно сказать, зажегся зеленый свет "светофора". Однако не всем удается удержаться на большой сцене. Как Вы думаете, в чем причина?
- Сейчас молодежь отдает предпочтение легкой, ритмичной музыке. Думаю, что молодые исполнители смогут укрепить свой голос и раскрыть свои возможности, только лишь исполняя народные песни. Повторюсь: корни татарской песни - в народных мелодиях. Так это и у других наций. Певец как правило, добивается успехов и завоевывает народную любовь, только если освоит народное творчество. Важно, конечно, и получить соответствующее образование. Молодой исполнитель, выбравший своей судьбой сцену, должен стремиться поднять свое исполнительское мастерство на профессиональной уровень. Для этого нужно много читать, изучать творчество Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Мансура Музаффарова, Сары Садыковой, Рустама Яхина и других композиторов-классиков, достичь уровня их исполнения. Благо, у нас есть прекрасная школа, способная дать хорошие знания по песенному искусству.

Ставшая известной еще в студенческие годы «сармановская соловушка», будто хорошее зерно, упавшее на благодатную почву, в своем творчестве добилась необычайно больших успехов. С учетом ее своеобразного голоса, для нее специально писали (или предлагались) песни для исполнения. Достаточно привести в пример песню Гумера Баширова и Сары Садыковой «Җиде-гән чишмә».
Тонкое чувствование народных песен, их прекрасное исполнение, мелодичный голос помогли певице быстро найти путь к сердцу слушателя. Да, она, смогла тронуть сердце и душу почитателей своего таланта. Занимаясь творчеством, тонко чувствуя душу своего народа, она и сама стала любимой певицей татарского народа, завоевала признание зрителей. Но и достигнув наивысшей точки популярности, певица вовсе не болеет "звездной болезнью", а остается простой и скромной, у нее нет «головокружения от успехов». Прекрасный голос Зухры, начавшей свой творческий путь с песен «Сәгать чылбыры», «Әллүки», обладает волшебной силой, способной согреть душу, дает силы жить. Подчеркивая волшебную силу ее песен, жительница поселка Джалиль Асмабика-апа Мухутдинова не раз говорила, что песни Зухры "продлевают жизнь".
Когда на фестивале народов Востока прозвучала песня в исполнении татарской певицы Зухры Сахабиевой, к ней подошел один еврей и спросил что это за песня. «Когда Вы пели эту песню, я чувствовал себя крепко стоящим на земле», - сказал он, передавая, тем самым, свои впечатления и чувства, родившиеся под влиянием этой песни. Певица с большой гордостью рассказывает о том, как и после многих других концертов к ней подходили представители других национальностей, чтобы выразить свое восхищение.
Да, народная певица, словно посол доброй воли, передает мелодии нации из века в век и остается верным доверию и любви народа.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев