САРМАН
  • Рус Тат
  • Перемены открыли новые возможности

    В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей и он либо обращается к цинизму,...

    В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей и он либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций.

    Юноша, входящий в пору своего второго рождения, обретая потенциал личности, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально, создает огромное количество проблем. В кругу этих проблем живут и развиваются ученики 10-11 классов.
    Образовательная система нашей страны проводит в жизнь проекты, о которых говорит большинство людей. Полным ходом идет оптимизация, основанная на укрупнении основных школ. Предусмотрено все: автобусы для перевозки детей, улучшена материально-техническая база, для учителей создаются все условия, но есть один вопрос: а как чувствует себя ученик в этом проекте? Для учеников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу; гимназию, лицей, кто-то - в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после 9 класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» - неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-то престижных учебных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема - установка на продление "моратория" на детство. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами, завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу, и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается - к спорту, досугу и всему, что "не учеба" и "не работа". Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.
    И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь, или же школьник уже приходит в 10-й класс с такой установкой (по данным социологов , сегодня немало родителей хотят, чтоб их дети перешли учиться в 10 класс именно для того, чтобы был продлен "мораторий" детства), то это должно становиться заботой и учителей, школьного психолога.
    Как же чувствуют себя ученики в этом проекте, можно показать на примере Сармановской гимназии. В одном только 10 А классе после 9 класса в Агроколледж и в другие учебные заведения ушла половина учащихся. На смену им пришли 10 учащихся из соседних деревень и два -из параллельного класса. И их стало 24. Многие были в своих классах очень успешными, активистами. "Как они вольются в коллектив?", "Сумеют ли хорошо учиться?" - вот вопросы, которые встали перед коллективом учителей и классным руководителем 10 класса Эльвирой Робертовной Мингазовой (на снимке она - с "обновленным" классом). Для младших школьников адаптация проходит легче, так как они воспринимают мир через игру. А старшим надо завоевывать мир в новых для них условиях. О том, как справляются с создавшимися проблемами ученики 10 класса, Э.Мингазова рассказала на заседании педагогического совета: «Результат изучения адаптации школьников 10 А класса показывает: в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя возникли и некоторые проблемы. Конечно, десятиклассники обеспокоены будущим, ведь сегодня им выбирать свой жизненный путь - путь в плане профессиональной деятельности. Сказывается и усталость. Большинство учащихся уже сейчас дополнительно занимаются по отдельным предметам с репетиторами, но все же основное для ученика - это традиционное школьное образование. А для успешной учебы необходимы и психоэмоциональное состояние обучающихся, и свой особый микроклимат в классе. Учащиеся отмечают, что им комфортно в сложившемся классном коллективе. Среди доминирующих мотивов учебной деятельности десятиклассников выступают мотивы самосовершенствования. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные сегодня знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом. Среди самых необходимых предметов ученики выбирают русский язык, математику и обществознание. Десятиклассникам пришлось показать свои знания, выполняя директорские контрольные работы за 1 полугодие по русскому и татарскому языкам, математике, физике и химии. Результаты успеваемости учеников достаточно высокие. Сохранился и приумножился "контингент" отличников класса. Надо отметить, что все ученики показали хорошие результаты и это говорит о том, что они сумели сохранить и даже приумножить свои знания. Также ученики показали свои знания во время предметных олимпиад: Ильсияр Гаязова стала призером муниципального тура олимпиады по татарскому языку и литературе, (она начала учиться в этом - 10 А - классе только в нынешнем учебном году), а всего победителей и призеров в этом классе - 8. Салават Гиззатуллин - победитель муниципального тура по истории, Алия Кашапова стала дважды победителем (по биологии и по русской литературе), дважды призером (по математике и мировой художественной литературе), Регина Петрова стала призером по русской литературе. Ильдар Шадрин - призер по астрономии. В прошлом учебном году Ильдар участвовал в акции "Татфондбанк"а «Сто талантливых детей», показал отличные результаты и стал стипендиатом. Это очень хорошие показатели для одного класса. Прибывшие ученики также стали активными участниками, организаторами многих общешкольных мероприятий. Айсылу Сагдатова, Алсу Нигъматзянова, Лилия Хуснутдинова показали себя лучшими артистами гимназии. Радует и тот факт, что в классном коллективе царит мир, дух сотрудничества. Очень помогает взаимопонимание учителей и родителей. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых, детей. Это касается личной жизни подростков, куда "вход" учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребёнка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Таким образом, успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит оттого, каким способом родители и педагоги помогают ему в этом важном деле. И мы надеемся, что знание некоторых «тонких моментов» в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь и нам, и нашим ученикам. Думаю, что на сегодняшний день десятиклассники проходят эту траекторию спокойно, безболезненно, без резких перепадов и сложностей, и надеюсь, это - результат совместного труда учеников, родителей и несомненно, нашего "неугомонного" педагогического коллектива». Обобщив, можно сказать: оптимизация - это нововведение в образовательной сфере. Новое всегда пугает и вызывает много споров, но уже приобретенный опыт, пусть даже маленький, дает полное право говорить о том, что адаптация в оптимизации проходит весьма успешно и результативно. В этом учебном году три школьных автобуса возят детей по маршруту Ахметьево-Янурусово, Муртамаково-Кульметьево, Дими-Тарлов, Рангазарово-Рантамаково. Обогатилась материально-техническая база гимназии. Во многих классах установлены проекторы, интерактивные доски, что очень эффективно в преподавании учебных предметов и в воспитательной деятельности. Гимназия подключена к Интернету. Все это позволяет проводить уроки на высоком методическом уровне. Дети, рано утром уезжающие из своих деревень, целый день находятся в гимназии. Школьники, которые целый день заняты в учебной и воспитательной деятельности, в течение дня несколько раз могут питаться в школьной столовой. Цены умеренные, питание сбалансированное. По учебным предметам ЕГЭ организованы консультации. Обращаясь к родителям, еще раз хочется сказать, что государство и районный отдел образования, педагогический коллектив гимназии делают все для развития и обучения подрастающего поколения.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: