САРМАН
  • Рус Тат
  • О духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

    Содержание учебной программы по русскому языку и литературе позволяет учителю способствовать воспитанию патриотических чувств и нравственных убеждений учащихся. Так, например, во всех классах по русскому языку предусмотрены часы для бесед с учащимися о происхождении языка, о богатстве словарного запаса. Из класса в класс мы должны воспитывать у ребят чувство гордости...

    Содержание учебной программы по русскому языку и литературе позволяет учителю способствовать воспитанию патриотических чувств и нравственных убеждений учащихся. Так, например, во всех классах по русскому языку предусмотрены часы для бесед с учащимися о происхождении языка, о богатстве словарного запаса. Из класса в класс мы должны воспитывать у ребят чувство гордости за великий и могучий русский язык, показывая, как важно умело им владеть. Высказывания великих людей о русском языке тоже должны служить воспитанию любви к Родине, ведь «истинная любовь к стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский). Учитель должен внушать школьникам уважение к другим языкам, это необходимое условие воспитания толерантности.

    Немаловажное значение на уроках русского языка и литературы имеет и текст. Требования к дидактическому материалу уроков русского языка общеизвестны: все примеры должны наиболее эффективно служить образовательным и воспитательным целям. Образцовый текст обладает большой смысловой и речевой емкостью. Именно такой материал предлагают учебники русского языка в своих упражнениях. Воспитательную функцию несут в себе тексты упражнений о честности и мужестве, о труде и лени, о гордости и порядочности, о храбрости и подлости, которые призваны внушить учащимся идеалы добра, справедливости и человеческого благородства.
    Тексты художественных и публицистических произведений, встречающиеся на страницах учебников по русскому языку, также формируют и укрепляют духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, позволяют решать воспитательные задачи в процессе обучения. В учебнике по русскому языку для VIII класса интересен текст Д.Лихачева о «путешес-твиях», где учащимся ненавязчиво внушается мысль, что настоящий патриот любит свою страну, бережно относится к своей старине, к своей истории, бережет памятники прошлого. В учебнике для IX класса этот же автор заставляет учащихся задуматься над «экологией культуры», что, несомненно, отвечает воспитательным задачам урока. Интересен с воспитательной точки зрения текст П.Савостенка о доброте человека, используемый на страницах книги Н.Горашовой «Поурочное планирование уроков русского языка». Данный текст учит быть внимательным, добрым по отношению друг к другу и утверждает, что «доброта - величайшее качество души». Также воспитательную функцию несут в себе тексты, используемые для старшеклассников в различных пособиях, где даны контрольные измерительные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Очень актуальны в наше время тексты Д.Лихачева (о любви к чтению, о доброте и смысле жизни), Д.Шеварова (о доброте), Ю.Лотмана (о культуре), В.Непомнящего (о культурных традициях, духовных ценностях людей), 3.Паперного (о воспитанности людей). Они поднимают вопросы сохранения и развития культурных традиций, духовных ценностей, нравственных основ человечества. Это общенациональные проблемы, призванные заложить у учащихся духовно-нравственные и патриотические основы.
    На уроках развития речи при подборе текстов для изложений и материалов к сочинениям учителю также необходимо учитывать их воспитывающий характер. Эти материалы должны отвечать задачам нравственного и патриотического воспитания учащихся. При написании сочинения или изложения необходимо учить детей отбору точного и выразительного слова, уделить особое внимание использованию оценочной лексики, слов, обозначающих конкретные положительные и отрицательные качества людей. Работа над сочинениями должна быть связана с темами уроков по внеклассному чтению, опираться на знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках литературы, русского языка.
    На уроках русского языка в целях интеллектуального и речевого развития учащихся, их эстетического, духовно-нравственного воспитания важная роль отводится изложениям-рассуждениям или сочинениям на морально- этическую тему.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: