САРМАН
  • Рус Тат
  • В музеях – история нашего народа

    В сохранении связи между поколениями, увековечении истории, воспитании любви к родной земле, родному языку, сохранении и донесении богатого духовного наследия, а также обычаев и традиций нашего народа до будущих поколений важное значение имеют музеи. Ведь порой даже маленький музейный экспонат свидетельствует о большом событии, помогает нам не забывать историю наших...

    В сохранении связи между поколениями, увековечении истории, воспитании любви к родной земле, родному языку, сохранении и донесении богатого духовного наследия, а также обычаев и традиций нашего народа до будущих поколений важное значение имеют музеи. Ведь порой даже маленький музейный экспонат свидетельствует о большом событии, помогает нам не забывать историю наших предков.
    В 1968 году мы с семьей из деревни Петровка переехали жить в поселок Джалиль. Мой муж устроился работать учителем в школу, я же начала работать в библиотеке. Когда же в 90-х годах в стране начали проводиться исторические реформы, стали открываться мечети, музеи. Вот и я, перед уходом на заслуженный отдых, загорелась идеей организовать краеведческий музей. В нашем поселке уже существовал Музей трудовой славы, рассказывающий о нефтяниках. Был в нем и зал, посвященный поэтому-герою Мусе Джалилю. Решив, что если там создать и зал, посвященный нашей истории, то он просто органично дополнит музей, я обратилась за помощью к руководителю управления «Джалильнефть» М.Тазиеву. Получив положительный ответ, с вдохновением приступила к работе. Первыми экспонатами стали предметы обихода, которые я привезла из дома моей матери, жившей в деревне Яхшибаево. И здесь, думаю, будет уместно сказать о ней несколько слов. Моя мама - Бибизакия Гатаулловна - родилась в 1898 году, в 1918 году вышла замуж за вернувшегося с солдатской службы Калимуллы Гарифулловича. Отец погиб на фронте в 1943 году, и мы, семеро детей, росли только под «крылом» матери и, надо сказать, на нашу долю выпало немало испытаний.
    В музее же в итоге мы воссоздали макет деревенской избы: в центре - белоснежная печь, в углу - нары, на сундуке, как когда-то в каждом татарском доме, - подушки с кружевными наволочками, на стене - книжная полка, где разместились древние книги религиозного содержания, а также тюбетейка и калфак. Дальше - полки для кухонной утвари. На полу - приспособление для обмолота конопли, веретено, инструмент для изготовления шпульки, маслобойка, жернова, серп, ножницы для стрижки овец и т.д.
    В последние годы мама ткала, шила для колхоза, мешки. Кроме того, таким же образом изготовила много паласов, скатертей, полотенец для дома. С малых лет научила вязать и шить и нас, своих дочерей. И когда пошла учиться в первый класс, я связала себе варежки, носки. В те годы швейных машинок не было, и я помню, как носила в техникуме платье, сшитое мамой вручную. Мама всегда одевалась очень красиво и аккуратно, вот только при жизни так и не успела сфотографироваться в платьях, сшитых своими руками. Я же отнесла в музей два ее новых платья, камзол, платок и шаль. Теперь надеваю их на различные вечера, встречи и вспоминаю ее. Приходите в наш музей и вы все увидете своими глазами, друзья!
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: